Методики дошкольного развития ребенка крайне разнообразны, но все они ставят своей целью адаптацию малышей к окружающей действительности, стимулирование их умственного и эмоционального развития.
Дошкольный возраст — золотое время для развития ребенка, время, когда он учится понимать и воспринимать наш мир, учится жить в нем и по его законам. В этом возрасте у детей закладываются основы общения и правильного поведения, развиваются основные способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Наряду с интеллектуальными навыками в дотрехлетний период у ребенка интенсивно формируются основные характеристики личности: дисциплинированность, искренность, прилежание, коммуникабельность, осторожность, трусость или смелость, аккуратность, чистоплотность и др.
В настоящее время специалисты придерживаются того мнения, что наследственность меньше влияет на умственные способности, чем обучающая среда. Педагогические системы раннего обучения появились в практической педагогике в конце прошлого века (М.Монтессори, Ф.Фребеля и др.). Интенсивные исследования раннего детства с начала 50-х годов прошлого века, например, Г.Доманом, К.Орфа, Б.Эльконин, Р.Фьюэлл, П.Вэдэзи убедили специалистов в необходимости раннего обучения. К сожалению, в реальной жизни подавляющее большинство родителей до поступления ребенка в детский сад не уделяют достаточного внимания интеллектуальному развитию, а сосредотачиваются только на уходе за ребенком.
В помощь родителям начинаем публикацию серии статей о методиках развития детей дошкольного возраста. Если для Вас актуален вопрос дошкольного образования, гармоничного и всестороннего развития Вашего ребенка – этот раздел для Вас!
МЕТОДИКА МОНТЕССОРИ.
Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятив детям. Она родилась в Италии, в середине XIX века, и стала первой в истории этой страны женщиной — доктором медицины.
Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори старалась облегчить их жизнь, помочь им догнать в своем развитии сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.
Она создала педагогическую систему, которая в наибольшей степени приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается самостоятельно. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится сам. В этой среде ребенок совершенствует свое физическое состояние, формирует двигательные и умственные способности, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте.
Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда в этом возникает необходимость. Основа методики Монтессори, ее девиз — «помоги мне это сделать самому».
Таким образом, Марии Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на развитии личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала.
Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития детей: впитывающее мышление и возрастную сенситивность (чувствительность).
Что же представляют собой впитывающее мышление?
При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, нежели взрослые, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные» и т.д.
Именно по этой причине та среда, которая окружает ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо и правильно развивался, он должен создать вокруг ребенка такое окружение, в котором тот мог бы найти все, что ему требуется для полноценного развития: разнообразные игрушек, ролевые и настольные игры, сборники стихов и сказок, добрых мультфильмов.
И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность «впитать» правильную речь. Сенситивные периоды — это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности получать соответствующее воспитание в эти периоды, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится.
В процессе развития всех детей возникают сенситивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными.
— период развития речи (0-6 лет)
— период восприятия порядка (0-3)
— период сенсорного развития (0-5.5)
— период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
— период развития движений и действий (1-4)
— период развития социальных навыков (2.5-6)
Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок учится на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.
Хорошая гувернантка должна, разумеется, быть знакома с принципами метода Монтессори, чтобы правильно и своевременно уметь определить этап формирования личности ребенка, помочь ему правильно развиваться и поставить в известность родителей, если возникают какие-либо проблемы. Это позволит решить все возникающие проблемы на самом раннем этапе.
ГЛЕН ДОМАН: МЕТОДИКА УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным «Институтом ускоренного развития ребенка», начал заниматься лечением детей с травмами мозга.
Выводы, к которым он пришел вместе с сотрудниками, в общих словах можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом.
В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания. В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, они постепенно начинали и двигаться.
До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили здоровых детей!
И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: «что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?»
Систему, разработанную для больных, Глен Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что потенциал человека огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, превосходно осваивали математику, становились настоящими эрудитами, и вместе с тем были прекрасно развиты физически: они хорошо плавали, бегали, лазали.
Творческие возможности этих детей были настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения.
Цель, которую поставил себе Доман, разрабатывая свою методику, — «дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей».
Доман хорошо знал, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи — семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.
В первую очередь, по мнению Домана, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.
Глен Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами.
Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет.
Кроме того, Глен Доман полагал, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие. По мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого мозга.
Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.
Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают.
Исходя из этого, идея «готовности к чтению» (а также все другие «готовности») является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то целью – она не появится вообще.
Согласно методике Домана, если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, — это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, — то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. То есть что математические способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга.
Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман называет количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры. Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.
Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания.
Для этого педагог или гувернантка делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).
Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 — 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 — 10 секунд. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне.
Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше – до года.
Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть).
Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 — 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.
Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках.
Малыша нагружают фактами (делают из него «ходячую энциклопедию»), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. «Факт» надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими «фактами», определить ему место в мире.
С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики.
И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей и педагогов, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.
Разумеется, этой методикой вполне могут овладеть и родители, но если у Вас есть такая возможность, обратитесь к услугам опытной гувернантки, которая будет в совершенстве владеть системой Глена Домана, правильно определит, с какого этапа программы можно начинать вашему ребенку и квалифицированно подойдет к процессу обучения. Поверьте, результаты ее работы Вы заметите уже через десять занятий!